Сессия №1
Новый экологический кодекс: как работать в новых условиях?
Вопрос :
Есть ли список и/или перечень новых НПА разработанных в рамках нового экологического кодекса РК?
Ответ:
Перечень правовых актов, принятие которых необходимо в целях реализации Экологического кодекса Республики Казахстан от 2 января 2021 года, законов Республики Казахстан от 2 января 2021 года, утвержден Распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 27 марта 2021 года № 67-р «О мерах по реализации Экологического кодекса Республики Казахстан от 2 января 2021 года, законов Республики Казахстан от 2 января 2021 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам экологии» и «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» и «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» по вопросам экологии».
Вопрос:
По какой методике будет проводиться расчет лимитов накопления отходов согласно новому Экологическому кодексу? В самой программе управления отходами? Или проект нормативов размещения отходов будет действовать для всех операторов 1-ой категории, независимо производится ли переработка и захоронение или нет?
Ответ:
Лимиты накопления отходов будут осуществляться в соответствии с «Методикой расчета лимитов накопления отходов и лимитов захоронения отходов», которая в настоящее время находится на утверждении в Министерстве юстиции РК.

Согласно пункту 5 статьи 41 лимиты накопления отходов и лимиты захоронения отходов обосновываются операторами объектов I и II категорий в программе управления отходами при получении экологического разрешения.

Вопрос:
В новой редакции Экологического кодекса утилизацией признается подготовка к повторному использованию, кроме того, повторное использование согласно иерархии отходов, является более приоритетным, по сравнению с переработкой. У ТОО Оператор РОП, появилась возможность финансировать такой вид деятельности. Вопрос: является ли мойка стеклянной бутылки (механическая, химическая) с получением готовой к использованию бутылки - подготовкой к повторному использованию?
Ответ:
Лимиты накопления отходов будут осуществляться в соответствии с «Методикой расчета лимитов накопления отходов и лимитов захоронения отходов», которая в настоящее время находится на утверждении в Министерстве юстиции РК.

Согласно пункту 5 статьи 41 лимиты накопления отходов и лимиты захоронения отходов обосновываются операторами объектов I и II категорий в программе управления отходами при получении экологического разрешения.

Вопрос:
В соответствии с новыми Правилами разработки программы управления отходами необходимо в течение 6 месяцев с момента вступления в силу Экологического кодекса (до 31.12.2021 г.) разработать новые программы управления отходами. Так как программа управления отходами является неотъемлемой частью разрешения, а отдельной процедуры согласования программы управления отходами не предусмотрено, значит ли что при разработке программы управления отходами необходимо получать новое разрешение?
Ответ:
В соответствии с п. 8 статьи 418 Экологического Кодекса РК разрешения на эмиссии в окружающую среду, нормативы эмиссий (далее – разрешения и документы), полученные до 1 июля 2021 года операторами, осуществляющими деятельность на объектах, отнесенных с 1 июля 2021 года к объектам I или II категории, действуют до истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения экологического разрешения в соответствии с настоящим Кодексом.

Вопрос:
Если на предприятии есть полигон для собственных нужд и для приема отходов от структурных подразделений предприятия нужно ли получать лицензию на полигон?
Ответ:
В соответствии со статьей 336 Экологического Кодекса РК требование о получении лицензии на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды по соответствующему подвиду деятельности не распространяется на субъекты предпринимательства, являющихся образователями опасных отходов, в части восстановления, обезвреживания и удаления собственных опасных отходов.

Вопрос:
Насколько казахстанские справочники будут приближены к BREFF? Международные финансовые институты ориентируются на BREFF. Почему нельзя было просто перенять BREFF?
Ответ:
Согласно «Правилам разработки применения, мониторинга и пересмотра справочников по наилучшим доступным техникам» при разработке справочников по НДТ учитывается наилучший мировой опыт в данной сфере, в том числе должны использоваться аналогичные и сопоставимые справочники, официально применяемые в государствах, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития, с учетом необходимости обоснованной адаптации под существующие производственные, технические и технологические особенности, финансовые, материальные, климатические и экологические условия Республики Казахстан, обуславливающие техническую и экономическую доступность НДТ в конкретных областях их применения.

Вопрос:
Вопрос к докладчику международного центра - когда и кто должен пройти комплексный технологический аудит в сфере ТБО по новому Экологическому кодексу.
Ответ:
Согласно «Правилам разработки применения, мониторинга и пересмотра справочников по наилучшим доступным техникам» комплексный технологический аудит (далее – КТА) – процесс экспертной оценки применяемых на предприятиях техник (технологий, способов, методов, процессов, практики, подходов и решений), направленных на предотвращение и (или) минимизацию негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, в том числе путем сбора соответствующих сведений и (или) посещений объектов, подпадающих под области применения наилучших доступных техник. Перечень областей применения наилучших доступных техник утвержден приложением 3 к Экологическому Кодексу РК.

Перечень объектов для сбора данных и проведения КТА утверждается Комитетом НДТ.

Вопрос:
Каким образом планируется восстановить цепочку использования ценных промышленных отходов в строительстве?
Ответ:
Для формирования эффективной системы управления отходами в Экологический Кодекс РК введены новые понятия и новые принципы.

В дополнение к общим принципам, изложенным в статье 5 Экологического Кодекса, государственная экологическая политика в области управления отходами основывается на следующих специальных принципах:

1) иерархии;

2) близости к источнику;

3) ответственности образователя отходов;

4) расширенных обязательств производителей (импортеров).

Наиважнейший вновь введенный принцип иерархии позволит не только использовать промышленные отходы в строительстве, но и в целом будет способствовать внедрению наиболее качественных моделей управления всеми видами отходов.

Вопрос:
Как происходит процедура перехода из категории отходов в категорию вторичного сырья?
Ответ:
В соответствии со статьей 333 Экологического Кодекса РК отдельные виды отходов утрачивают статус отходов и переходят в категорию готовой продукции или вторичного ресурса (материального или энергетического) после того, как в их отношении проведены операции по восстановлению и образовавшиеся в результате таких операций вещества или материалы отвечают установленным в соответствии с настоящим Кодексом критериям.

Критерии разрабатываются и утверждаются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

Виды отходов, которые могут утратить статус отходов включают отходы пластмасс, пластика, полиэтилена, полиэтилентерефталатной упаковки, макулатуру (отходы бумаги и картона), использованную стеклянную тару и стеклобой, лом цветных и черных металлов, использованные шины и текстильную продукцию, а также иные виды отходов по перечню, утвержденному уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

Вопрос:
Если у предприятий Программы управления отходами разработаны на 10 лет и есть проект нормативов размещения отходов, которые будут действовать до окончания срока нужно ли менять программу управления отходами и проект нормативов размещения отходов в соответствии с новыми требованиями, так как уровней не будет будут виды опасные и неопасные?
Ответ:
В соответствии с проектом «Правил разработки программы управления отходами» программы управления отходами, разработанные объектами I и II категорий, а также лицами, осуществляющими операции по сортировке, обработке, в том числе по обезвреживанию, восстановлению и (или) удалению отходов, пересматриваются в течение шести месяцев с даты введения в действие вышеуказанных Правил.

Если вы не нашли ответа на ваш вопрос, мы с радостью ответим вам по почте.
Писать на gewr2021@gmail.com